Основных словесных воздействий

Общение как фактор развития личности.

Типы общения:

1.Материально-практический тип общения характеризует субъектов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Содержание такого общения выливается, как правило, в материальный результат. Например, выполнение поручения коллектива при подготовке к вечеру отдыха, пресс-конференции. Смыслообразующим компонентом данного вида общения является готовность каждого из его участников к согласованным действиям, к сотрудничеству.

2.Духовно-информационный тип общения удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, осязаемым результатом которой является возрастание информации о Другом в процессе взаимного субъект-субъектного взаимодействия. Духовно-информационный уровень может пронизывать содержание материально-практического общения, но может протекать и вне сферы материальной деятельности. Важно, чтобы в образовательном учреждении (школе, вузе и др.) создавались условия для удовлетворения потребности в общении этого типа.

3.Духовно-практический тип общения удовлетворяет потребность человека в поведении, выводящим его из мира повседневности, обыденности. Ярким примером духовно-практического общения является поведение болельщиков на стадионе, на массовых праздниках. Доминирующим компонентом этого типа общения является взаимоприятие реакций на происходящее, следование определенным нормам и правилам поведения.

В правилах каждого из этих видов общения личность может актуализировать себя на двух уровнях: творческом и репродуктивном.

Общение творческого уровня возникает в ситуациях неопределенности, когда проблема общения не может быть решена стереотипным образом и требует порождения новых операций, их соотношения.

Ассертивные техники общения

Ассертивный (от франц.) – утверждающий, но не доказывающий правомерности.

Ее суть состоит в том, что человек

· учится открыто заявлять о своих желаниях, требованиях;

· умеет сказать «нет», когда это нужно;

· владеет техниками правильного реагирования на определенную и неопределенную критику.

· Владение лексическими стратегиями, позволяющими достичь ассертивности, развивается в практике повседневного общения.

Технология «свободная информация» учит находить в словах собеседника ту информацию, что его интересует или кажется важной.

Технология «самораскрытия» учит самому признаваться как в положительных, так и отрицательных сторонах своего характера, поведения, стиля жизни, помогает поддерживать разговор и ослаблять манипуляции.

Под словесным воздействием понимается целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому.

основных словесных воздействий

П.М. Ершов

1.Пара «приказывать – просить» адресуется воленашего собеседника с целью добиться сиюминутного удовлетворения потребностей просящего или приказывающего. Но если мы апеллируем к воле другого человека, важно знать и понимать, что просьба и приказ по-разному воспринимаются собеседником. Приказ – это требование подчиниться воле приказывающего, что у многих может вызвать отрицательные эмоции.

Выражение же просьбы вызывает меньшую негативную реакцию другой стороны.

Следовательно, там, где это возможно, приказ лучше заменить просьбой. Приказ же уместен лишь там и тогда, где и когда он является единственно возможным условием совместной деятельности.

2.Словесные воздействие «объяснять – отделываться» адресуются к интеллекту собеседника.

Если мы хотим быть понятыми другой стороной, необходимо «вглядываться» в глаза собеседника, следить, как он воспринимает наше объяснение, не потерял ли к нему интерес.

Объяснение – это своеобразная «вербовка единомышленников на свою сторону».

В житейских ситуациях объяснение осуществляется в повышенном эмоциональном состоянии, что может восприниматься как упреки, обиды на слушающего, агрессия против него. Содержание объясняемого уходит на второстепенный план или вообще не воспринимается партнером по общению. Общение в этом случае цели не достигает и является непродуктивным.

Такая же картина складывается и в тех ситуациях, когда вместо объяснения собеседник «отделывается» от него. В данном случае отрицательные эмоции возникают у спрашивающего: он чувствует себя мешающим, тем, кого не хотят слушать, видеть. Поэтому важно помнить, что

«объяснение – отделыванье», адресованное интеллекту человека, должно осуществляться спокойно и аргументировано, тогда у нас больше шансов быть адекватно воспринятыми и понятыми нашим собеседником.

3.Деструктивным или продуктивным общение может быть и в зависимости от речевого поведения при пользовании глаголами «узнавать – утверждать». Словесные действия, выражаемые этими глаголами, адресуются памяти собеседника.

Но если в основе узнавания лежит стремление что-то извлечь из памяти собеседника, то в основе утверждения – что-то в ней утвердить. В основе узнавания, которое не может обидеть собеседника, лежит точно сформулированный вопрос, отражающий подлинный интерес к собеседнику. Например: «Мне интересно знать, почему…», «Я хочу подробнее узнать…», «Мне очень надо знать…» Эти вопросы воспринимаются другой стороной адекватно и стимулируют работу памяти.

В повседневном общении мы часто слышим вопросы, которые по сути своей не являются действиями, направленными на узнавание. Вот пример: «Почему Вы постоянно опаздываете?» Цель такого вопроса – не узнать что-либо, а сделать замечание, продемонстрировать свое негативное отношение к человеку.

Если в своем взаимодействии с другим человеком мы хотим вложить в его память определенную информацию, т.е. «утверждать» что-либо, важно позаботиться, чтобы объем информации не был слишком большим: иначе запоминание не состоится.

Продуктивным общение людей при осуществлении словесных воздействий «узнавать» – «утверждать» может быть при условии, что каждый из них знает, чего он хочет и как ему сейчас надо поступить.

4.Адресатом воздействия «удивлять» – «предупреждать» является воображение человека.

Продуктивное общение в такой ситуации разворачивается на эмоциональном фоне. При этом важно желание одного человека обогатить личность другого приятными и полезными приемами и средствами. Исключаются ложь, запугивание.

5.Словесные действия «упрекать» – «хвалить» адресуются эмоционально-нравственной сфере личности. Поэтому продуктивность общения зависит от общего тонуса и настроения участников общения.

Слова похвалы, сказанные искренне и с желанием порадовать человека, способны изменить его настроение и поведение. Это же относится и к упрекам.

Непродуктивным общение становится в тех случаях, когда человек не умеет искренне и по существу повысить настроение другому.

Таким же непродуктивным оно становится и в тех случаях, когда другой не умеет правильно воспринять и оценить действия человека, стремящегося изменить в лучшую сторону самочувствие других.

5.Особняком стоит словесное воздействие «звать». Оно призвано привлечь и активизировать внимание другого (других) к зовущему.

Причины деструктивного, (лат. destructivus – разрушительный, неплодотворный) неплодотворного общения можно классифицировать по источнику его побуждения.

1.Низкий уровень нравственной культуры личности, которая проявляется в грубости, дерзости, оскорбительных выражениях, незаинтересованном отношении к собеседнику, провокационных замечаниях в его адрес, в попрании достоинства, демонстрации превосходства и др.

2. Невладение техниками продуктивного общения.Человек, положительно относящийся к окружающим, не владеет техниками продуктивного общения.Ограниченный речевой код человека.

Продуктивные лингвистические технологии, которые позволяют людям изменить к лучшему стиль своих взаимоотношений с окружающими, ввести самоконтроль в процессе общения с другими людьми. Освоив особый язык, человек может начать не только говорить по-другому, но и видеть события по-другому, иначе их понимать и реагировать на них.


4952330680067136.html
4952388584736028.html
    PR.RU™